Пошаговый алгоритм совершенствования и развития Корпоративной (Производственной) системы

Часть 1.

Автор статьи: Ирина Решетникова
Дата публикации: 14.12.22

Пошаговый алгоритм состоит из 7 этапов

В данной статье мы с вами остановимся на двух первый этапах

  • Формирование понимания

    Зависит от внутреннего настроя и желания собственника улучшать текущее состояние компании
    1
  • Создание стратегии развития

    2-3 месяца
    2
  • Активизация рабочих групп и персонала компании

    3-6 месяцев
    3
  • Развертывание

    6-12 месяцев
    4
  • Распространение

    6-12 месяцев
    5
  • Совершенствование

    Самосовершенствующаяся организация, бесконечный и постоянный процесс улучшения бизнеса
    6
  • Оценка достижений, постановка задач совершенствования

    От 3 до 5 дней через каждые полгода
    7

Первые 6 этапов позволяют получить конкретную модель Производственной системы (ПС), исходя из специфики и особенностей компании, сформировать корпоративный дух улучшений и уже получать стабильный результат деятельности, который впоследствии, на других этапах работы необходимо будет только поддерживать и транслировать на уровень поставщиков и партнеров бизнеса.

Временной процесс внедрения четырех этапов занимает в компании примерно от 2 до 5 лет - в зависимости от размеров (численности) компании, объективных условий рынка, интенсивности внедрения, выделяемых на это ресурсов, заинтересованности и вовлеченности руководства (это особенно важный пункт на первом этапе!) и др. факторов. Это примерный срок, так как каждая компания индивидуальна и проходит свой уникальный путь совершенствования и развития.
Если рассматривать данную модель для компании численностью от 100 до 5 тыс. человек, то изменение ПС займет примерно 2-3 года

В итоге, примерно через 2-3 года постоянной работы по улучшению можно уже говорить о самостоятельном функционировании ПС внутри компании и рассматривать ее как живой саморазвивающийся организм


Важно не пытаться искусственно ускорять процесс внедрения системы, чтобы быстрее получить результат, не пытаться перепрыгнуть через определенные действия, а системно и плавно, шаг за шагом следовать намеченному курсу и технологии. Это равноценно выпуску продукции: на производстве понимают, что для того, чтобы получить качественную деталь, необходимо соблюдать весь технологический процесс. Так же и здесь: соблюдение этапов внедрения гарантирует стабильный результат. Главное, ставить в приоритет не результат любой ценой и за короткий срок, а качественную реализацию каждого этапа. Это может гарантировать вам успех мероприятия, а не просто красивый результат только на бумаге и потраченные непонятно на что деньги.

Рассмотрим технологию внедрения концепции ПС.

1 этап: Формирование понимания необходимости внедрения технологии совершенствования и развития ПС на предприятии

На этом этапе происходит осмысление руководителем/собственником компании необходимости совершенствовать текущее состояние.

С какими ситуациями сталкиваются компании?


Нестабильность экономики, возрастающая конкурентная борьба, быстро прогрессирующие современные технологии, изменение спроса на рынке и т.д. Все это приводит к тому, что, если не направлять усилия в сторону изменения состояния компании, то со временем можно потерять бизнес. На данном этапе происходит осознание неизбежности движения компании в сторону изменения внешней среды: возможность быть такими же гибкими, мобильными, понимать суть конкурентной борьбы, искать пути выхода из состояния “алого океана” конкурентной борьбы и двигаться в другую сторону - в “голубые просторы” индивидуального развития в соответствии с меняющимися потребностями рынка. После осознания необходимости изменений руководителями/собственниками нужно определиться, какими современными технологиями будет руководствоваться компания в вопросах улучшения.
Читать дальше >>


Если руководитель принял однозначное решение совершенствовать ПС, то следующий шаг — это оценка текущего состояния компании на сегодняшний день в разрезе мировых критериев успешности. На данном этапе проводится диагностика компании.

Диагностика - оценка текущего состояния компании для понимания, где вы находитесь сейчас и что именно необходимо изменять и улучшать.

Любая компания – это живой организм. Он может быть здоровым, с большим энергетическим потенциалом, а может быть слабым и больным. Диагностика помогает понять общее состояние вашего “организма», оценить, насколько сильный у вас “иммунитет”, а где есть слабые зоны и места. Такой своеобразный check-up “организма”.

Диагностика проводится по основным направлениям деятельности

  • 1) Стратегическое развитие компании. Декомпозиция целей
  • 2) Активизация персонала, вовлеченность персонала в процесс улучшений
  • 3) Организация и совершенствование рабочих мест
  • 4) Совершенствование процессов (стандартизация и управление): производственные, административные БП
  • 5) Совершенствование логистики (сырье и материалы)
  • 6) Совершенствование оборудования
  • 7) Повышение уровня качества
  • 8) Работа с клиентами. Удовлетворенность клиента (оценка внешней среды)
  • 9) Опережающий инжиниринг (совершенствование в разработке новой продукции)
*для диагностики текущего состояния используется оценочный лист с критериями оценки состояния каждого раздела (по направлениям деятельности в компании).

По итогу диагностики формируется видение поток создания ценности вашей продукции

  • Определение последовательности действий от звонка клиента до готовой продукции
  • Определение среднего времени цикла по группам основной продукции (например, продукция, приносящая 80% прибыли)
  • Определение количества людей и оборудования и т.д
  • Определение взаимодействия производственного и информационного потока
В итоге мы увидим, как формируется продукт, какие места процесса и направления деятельности являются «узкими», а также становятся видимыми проблемы на организационном уровне.

Диагностика позволяет выявить и перекосы в модели управления компанией с точки зрения треугольника управления (рис. 1):

Примеры, с чем могут сталкиваться компании


  1. Отсутствие стратегических целевых показателей развития компании (куда плывет наш большой корабль?): сотрудники работают “ради работы”, не осознавая, как результат их действий/работы влияет на развитие компании; цели существуют в головах собственников, поэтому остальные просто «копают» каждый день «от забора до обеда».
  2. Цели есть, а вот пути достижения непонятны.. Читать дальше >>

В результате диагностики собственник компании получает полную картину состояния его «живого организма»: что болит, что не болит, почему и что необходимо лечить, чтобы в ближайшем будущем компании можно было бы «задышать полной грудью». Также готовятся четкие рекомендации по укреплению ее «иммунитета».

2 этап: Создание стратегии развития

Это подготовительный этап: именно здесь формируется концепция будущей Производственной системы, учитывая специфику компании и сегодняшнее состояние по результатам диагностики.

Второй этап состоит из шести шагов:

  • Понимание

    Формирование понимания концепта совершенствования ПС у команды руководителей. Обучение всего руководства компании основам Бережливых технологий, Бережливому мышлению, Бережливому управлению
    1
  • Центр развития

    Формирование центра развития предприятия – разработка системы визуального управления
    2
  • Анализ

    Анализ вовлеченности персонала в рабочий процесс – разработка системы корпоративной мотивации с ориентацией на развитие потенциала сотрудников и достижение поставленных целей
    3
  • Выбор руководителя

    Определение руководителя проекта и состава рабочей группы по направлению внедрения бережливых технологий
    4
  • Приказ

    Утверждение приказа о внедрении
    5
  • Распространение

    Встреча руководства компании с коллективом, доведение целей и задач до всех сотрудников компании
    6

От правильной проработки каждой ступеньки раздела будет зависеть результат, который вы сможете получить, а также срок последующих действий по улучшениям.

Здесь необходимо опираться на несколько правил

  • Следуйте нашей русской пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
  • Однако помните и японскую пословицу: «Не попробуете, не узнаете»
  • Информирование всех сотрудников любым изменениям и результатам важно, так как каждый сотрудник должен знать свою роль в проекте
  • Обучение всех сотрудников, ведь каждый сотрудник должен понимать, зачем и для чего проводятся изменения в компании.
  • Лидерство не делегируется - никто не может заменить руководителя

Рассмотрим шаги второго этапа работы

1 шаг
Формирование понимания у команды руководителей

На этапе формирования понимания руководители должны прочувствовать суть предстоящих изменений. Обучение даст им понимание того, что какими бы они профессионалами ни были сегодня, в мировых критериях они пока что только «велосипедисты –любители». И для того, чтобы однажды с достоинством выйти на старт и поучаствовать в профессиональных велогонках, необходима система постоянных тренировок и работы над собой.

2 шаг
Формирование центра развития предприятия – разработка системы визуального управления
Информация, которую получают руководители, может быть искажена восприятием самих сотрудников. Необходимо оценить ситуацию «по месту-по факту» - и только после этого принимать решения и действовать. Использование в ежедневной работе треугольника визуального управления (рис.3), поможет внести ясность в визуализацию рабочих процессов и их оценку «по месту-по факту».

Визуализация результатов процесса внедрения поможет сотрудникам отмечать результаты и у себя, и у своих коллег, поможет видеть и гордиться успехами коллектива и компании.

Как разработать «Башню контроля» так, чтобы каждый сотрудник компании понимал всю ситуацию, начиная от общего курса движения до того, что происходит на каждом рабочем месте?


Для этого стратегические цели, определенные и подписанные руководством компании, необходимо декомпозировать до уровня каждого сотрудника.

Определение целевых критериев по всем показателям на уровне компании Примеры показателей

Визуальное управление


Данная работа должна быть визуализирована и видна всем сотрудникам компании - это и называется визуальным управлением. В качестве инструмента визуального управления на всех трех уровнях используется «Большая комната». В Японии ее называют «комната Обэя» - место, где визуально рассматриваются, оцениваются все показатели и принимаются необходимые меры по достижению поставленных целей (рис.5-7).

3 шаг
Анализ вовлеченности персонала в рабочий процесс
Результат работы HR-службы с персоналом может выглядеть следующим образом: Рисунок 9. План работы с персоналом по повышению вовлеченности в проектную деятельность
Можно оценку дополнить исходя из классификации сопротивлений по видам: Рисунок 10. Классификация возможных видов сопротивления и их источников.

Выполняя намеченные мероприятия с сотрудниками компании, мы напрямую влияем на эффективность внедрения, так как на конечный результат оказывают влияние не только спланированные решения, но и принятие людьми всего нового. Причем, активная поддержка и вовлеченность сотрудников в разы повышает эффективность предпринимаемых действий.

4 шаг
Определение руководителя проекта и рабочей группы
5 шаг
Утверждается приказ о внедрении

В данном приказе прописываются цели и задачи, назначенный руководитель по внедрению, члены рабочей группы, намеченные этапы работы с указанием ответственных лиц и сроков. Руководителем/собственником готовится мотивационная речь для проведения встречи с коллективом компании. Мотивационная речь должна учесть все выявленные в ходе анализа вовлеченности мотиваторы коллектива, осветить стратегические цели и задачи компании, раскрыть, как эффективная работа каждого поможет компании достичь желаемых результатов.

6 шаг
Встреча руководства компании с коллективом, доведение целей и задач до всех сотрудников компании

Руководитель/собственник компании проводит встречу с коллективом, на которой, пользуясь мотивационной речью, объясняет коллективу компании стратегический путь развития, цели и задачи ближайшего периода, рассказывает основную концепцию предстоящих изменений в компании и обозначает роль, значение в этих изменениях каждого сотрудника. Зачитывается приказ и раздается утвержденный план внедрения модели Производственной системы с представлением руководителя данного проекта.


эксперт Ирина Решетникова
Автор статьи: Ирина Решетникова
Эксперт в области бережливого производства

  • Ведущий сертифицированный эксперт 6 уровня по производственной операционной эффективности с опытом более 22 лет (2000 года)
  • Разработчик авторской технологии пошагового алгоритма совершенствования корпоративных (производственных) систем компаний, направленной на системные решения задач бизнеса и достижения ключевых экономических показателей.
  • Разработчик авторских программ обучения руководителей бизнеса и топ-менеджеров
  • Спикер международных форумов и конференций. С 2000 года провела более 2000 тренингов и семинаров в открытом и в корпоративном формате.
  • Реализованы проекты по повышению производительности, повышению операционной эффективности, оптимизации бизнес-процессов, внедрению инструментов Бережливого производства, развитию Производственных систем компаний на территории РФ и СНГ. Эксперт федеральной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости».