Технологии ТРИЗ

Теории решения изобретательских задач - ТРИЗ уже много лет способствуют решению не только технических задач, но и помогают бизнесу в таких вопросах, как:
  • Улучшение выпускаемого продукта
  • Определение новых путей развития
  • Совершенствование бизнес-процессов
В условиях современных реалий творческий подход к решению задач помогает многим компаниям держать лидирующие позиции в своих сферах.
Техническое творчество.
Что же такое творчество? Творчество – это создание новых продуктов, идей и решений на базе существующих ресурсов. Потребность понять природу процесса творчества возникла вследствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Сегодня мы поговорим не про краски и кисточки, а про новые продукты, идеи и решение, обсудим вопросы технического творчества.

Чтобы лучше понять особенности технического творчества обратимся к истории. В конце 1940-х гг. инженер-изобретатель Г.С. Альтшуллер впервые взглянул на совершенствование объектов техники, как на закономерный переход из одного состояния в другое. В основу анализа легли технические системы, а не человек.

Альтшуллер сформулировал концепцию науки о развитии технических систем:

- Технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем.

Выявленные законы легли в основу принципиально нового направления – ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

Структура ТРИЗ.

В основе ТРИЗ лежит – АРИЗ (АРИП) – алгоритм решения инженерных задач или проблем, включающего в себя целую систему инструментов решения задач. На каждом этапе отсекается часть «пустых» вариантов, слабых, компромиссных, и остаются только самые сильные решения, изначально ориентированные на идеальный конечный результат, который должен удовлетворять определенным критериям.
Основа алгоритма АРИЗ выглядит так

Прежде, чем приступить к изучению АРИЗ, необходимо разобрать несколько важных тем, которые подготовят нас к беспрепятственному пониманию каждого шага алгоритма.
  1. Первый шаг. Инертное мышление и его влияние на процесс работы с проблемами и задачами.

Приступая к работе с проблемной ситуацией сложно взрослых людей удержать от желания кинуться в решение – мы активно начинаем перебирать в голове все возможные варианты решений исходя из своих знаний и опыта. Это и есть формат инертного мышления.
Инерция - это первый ответ в голове. Еще это называется закон первичной выгрузки. Но все мы знаем, что сильные, эффективные и прорывные решения не лежат на поверхности.

Причины инертного мышления

  • Употребление специальных терминов 

    Нам свойственно мыслить понятиями, поэтому употребление привычных терминов в условии задачи навязывает уже существующее представление о работе и свойствах объекта, толкает нас к уже известным решениям.

    Термины ограничивают возможные качества и состояния объекта.

    Пример: мы говорим “ледокол”, в голове сразу понятие, что лед необходимо именно колоть. Но, что, если его эффективнее пилить или резать.
  • Пространственно-временные представления

    Заданные в условии задачи привычные пространственно-временные представления об объекте способствуют инерции мышления.

    Если указывать размеры, особенности, способы работы объекта или процесса - это накладывает ограничения и рамки.
  • Система ценностей.

    Наши ценностные представления о вещах и понятиях зачастую мешают увидеть их в другом свете.
  • Традиции

    Влияние традиций на все сферы нашей жизни бесспорно. Традиции хороши и нужны - там, где они уместны. Но в творческом процессе они обычно становятся серьезной помехой. Узкая специализация и неумение применять знания в смежных областях.

    Рассмотрим исторический пример , как инертное мышление влияет на процесс поиска решения: микробиологи десятки лет проводили многочисленные опыты, в попытках найти способ победить болезнетворные бактерии. Почти все опыты заканчивались неудачей, так как на опытных образцах заводилась плесень, которая убивала микробов и портила эксперимент. И только спустя 20 лет Александр Флеминг догадался, что в плесени есть вещество, воздействующее на бактерии и что его можно использовать для борьбы с болезнями. Если бы ученые не тратили столько сил на борьбу с плесенью в лабораторной посуде, а попробовали выйти за рамки привычного восприятия, пенициллин появился бы гораздо раньше.
2.Второй шаг. Функциональный анализ
Функциональный анализ помогает нам понять основную полезную функцию и уже по-новому посмотреть на рассматриваемую ситуацию.

Мы должны научиться формулировать главную полезную функцию объекта, а потом уже перекладывать это понятийное восприятие на рассматриваемую ситуацию.
К примеру, давайте рассмотрим переходник, который соединяет компьютер с проектором для демонстрации изображения на экран.

Задайте себе вопрос : какая основная функция кабеля, зачем он существует? Вы скажите даже не задумываясь - соединять ПК с проектором, передавать сигнал. И здесь мы формулируем ответ простым «человеческим языком», как мы общаемся в жизни. А для того, чтобы понять и определить основную функцию объекта нам важно научиться говорить при работе не человеческим, а языком ТРИЗ – функциональный язык. Он, конечно, будет звучать немного нелепо, но достаточно точно определять необходимые функции.

Если мы разберем суть переходника и внимательно посмотрим в суть изменяющего действия -зачем существует объект, то наша формулировка будет звучать так – Переходник перемещает сигнал от компьютера к проектору. И основная функция – перемещение сигнала.

Для определения основной функции необходимо:

  • 1

    Понять для чего создавался объект, какую потребность мы, как люди пытались реализовать с помощью этого предмета

  • 2

    На что он воздействует

  • 3

    Как воздействует

Если проработать эти три вектора, то мы получим правильно сформулированную основную полезную функцию предмета

Пример : желая придумать совершенный переходник мы не задумываемся о функциональном значении объектов, мы будем думать именно с точки зрения как улучшить переходник, как его сделать красивее, потоньше, может из другого материала.

Это хорошо – но мы как производитель будем биться в конкурентной среде, где все изготавливают такие переходники.

А если вы провели функциональный анализ – и определили, что основная функция – перемещение сигнала, можно подумать над современной возможностью, посмотреть каким образом возможно перемещать сигнал от компьютера к проектору – и здесь не обязательно улучшать переходник – можно придумать совершенно другой вариант перемещения сигнала и без переходника и это будет новый прорыв в технике.

Каждая система стремится к идеальности и развивается по вектору основной полезной функции системы, устраняя максимально вредные функции.

Применяя методики ТРИЗ для тренировки воображения, вы научитесь не бояться даже самых нелепых и нерациональных, на первый взгляд, идей. Регулярные занятия научат рассматривать объекты, понятия и процессы с разных сторон, находить им нестандартное применение и видеть связи с другими объектами и процессами.

Автор статьи: Ирина Решетникова
Эксперт в области бережливого производства
  • внедрение принципов Бережливого производства;

  • определение и анализ производственных процессов;

  • организация и проведение диагностики и анализа предприятия с целью выявления потерь в ходе производства продукта;

  • разработка и построение схем цепочек создания добавочной стоимости, позволяющих получить реальное представление о бизнес-процессах;

  • внедрение процессов устранения потерь, сокращения затрат, нацеленных на качественное выявление и быстрое устранение причин возникновения потерь;