Международная диагностика (аудит) Производственной системы компании– узнай своё место в глобальном рейтинге

Автор статьи: Ирина Решетникова

Дата публикации: 27.12.22
Внешняя диагностика (аудит) уже давно перестала быть уделом только крупных компаний. Все больше компаний-представителей малого и среднего бизнеса начинает обращаться к услугам внешних экспертов для поиска новых путей развития и использования лучших практик.

Внешний эксперт - незаинтересованное лицо. Именно поэтому он может посмотреть на процесс независимым, сторонним взглядом, открыто продемонстрировать истинные плюсы и минусы заказчику, невзирая на горизонтальные и вертикальные связи, существующие в компании.

Внешние эксперты работают с разными компаниями разных сфер деятельности и направлений, поэтому их профессиональный взгляд на процессы отличается от взгляда специалиста компании, потому что они смотрят на процессы несколько шире. Задача эксперта в ходе аудита дать объективную и взвешенную оценку текущего состояния компании. Как правило, у специалистов и руководителей компаний взгляд на определённые вещи со временем «замыливается», что-то становится обыденным и привычным, поэтому внешний аудит с приглашенным экспертом помогает компании посмотреть на многие вещи по-другому, увидеть то, к чему уже привыкли, под другим углом. Задача диагностики корпоративной системы – дать собственнику и руководству компании максимально объективный отчет о текущей ситуации и совместно проработать пути развития как сильных, так и слабых сторон предприятия.

Специалисты Международного центра гибких лин-компетенций в лице “IBS Group”, используя свой более чем 20-летний опыт в развитии бережливых технологий, разработали инструмент, позволяющий оценить уровень развития производственной системы абсолютно любого предприятия.
Международная диагностика корпоративной системы— это аудит, позволяющий определить уровень, занимаемый предприятием в сравнении с конкурентами по всему миру. Особенностью Международной диагностики (аудита) корпоративной системы является то, что ее можно проводить в любой компании. В ходе диагностики появляется возможность оценить результативность и эффективность всех процессов: основных, вспомогательных, обслуживающих, процессов управления, процессов совершенствования или развития. Кроме того, она не привязана к какой-то одной сфере деятельности и позволяет получить объективный результат для любой компании, даже если она работает не в производстве, а в сфере предоставления услуг.
В ходе диагностики экспертом оценивается не то, как применяются отдельные инструменты, а как осуществляется системное встраивание необходимых методологий в корпоративную систему и как это влияет на достижение компанией ее стратегических целей. Оценка компании по международной диагностике коррелирует с другими показателями компании: качество, себестоимость, увеличение объема заказов и прибыль (рис.1-4).
Рисунки 1-4. Динамика изменения показателей компании при внедрении изменений в корпоративную систему.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
В ходе аудита корпоративной (Производственной) системы эксперты оценивают по 5-ти балльной шкале каждое из следующих направлений:
  • 1

    Стратегическое развитие и декомпозиция целей

  • 2

    Активизация персонала (вовлеченность сотрудников и руководства, обучение и развитие персонала)

  • 3

    Организация и совершенствование рабочих мест

  • 4

    Совершенствование процессов (стандартизация и управление)

  • 5

    Совершенствование логистики

  • 6

    Совершенствование оборудования и техники

  • 7

    Встраивание качества в процесс. Повышение уровня качества

  • 8

    Работа с клиентами. Оценка работы с внешней средой-система продаж

  • 9

    Опережающий инжиниринг – разработка и быстрый вывод на рынок новых продуктов

По каждому разделу разработан перечень критериев, которым должна соответствовать компания и которые должны в ней присутствовать и работать. Каждый критерий в ходе диагностики проверяется на исполнение. Критерии оцениваются по шкале - и по набранному проценту в итоге ставится оценка от 1 до 5, где 1 - отсутствие того или иного инструмента, 2 – планы по внедрению, 3 – создание системы, 4 – получение результатов, а 5 – дальнейшее развитие и совершенствование.
Вот пример результатов оценки одной из компаний по каждому из 9 пунктов (рис.5).
Рисунок 5. Результаты проведенной диагностики компании N.

По итогам аудита, проведенного по системе Международной сертификации, компаниям может быть присвоен один из уровней развития корпоративной системы:

Главная особенность Международной диагностики не в том, ЧТО оценивается, а в том, КАК оно оценивается. Аудит проводится экспертами, аттестованными и сертифицированными Международным центром гибких лин-компетенций на 6 уровень. 6 уровень экспертности говорит о том, что эксперты имеют опыт работы руководителями предприятий (значит, не понаслышке знакомы со спецификой их деятельности), а также неоднократного развертывания комплексного внедрения методологий совершенствования в компаниях (Кайдзен, Бережливое производство, 6 sigma и др.).
Сам аудит КС(ПС), как правило, длится в течение нескольких дней. Начинается он с собрания всех руководителей предприятия, на котором эксперт доносит до них цели и задачи аудита. После собрания утверждается график участия в мероприятиях, обхода подразделений и проведения интервью с руководителями компании и ее специалистами.

Большую часть времени эксперт тратит на обход подразделений. Естественно, его всегда сопровождает руководитель подразделения, комментирующий обстановку и готовый ответить на любые возникающие вопросы, но основная задача состоит не в этом.
Согласно методологии, решение любой проблемы может быть найдено только после изучения непосредственного источника ее возникновения - или, говоря по-японски, “гэнти гэмбуцу”, что означает изучение "по месту-по факту". Вышеназванный принцип также подразумевает, что для беспрепятственного протекания производственного процесса любой сотрудник предприятия должен быть в состоянии отличить стандартную ситуацию от нестандартной и выявить любые отклонения в процессе. Чтобы не полагаться на индивидуальный профессионализм и опыт конкретного человека, необходимы различные системы, которые с первого взгляда позволяют понять, как в данный момент протекает процесс.

Таким образом, эксперт проверяет реальное функционирование методологий и принципов, не опираясь на слова, которые зачастую просто невозможно проверить. Большой интерес представляет общая схема взаимодействия подразделений между собой и, в том числе, с внешней средой - это позволяет выявить слабо контролируемые зоны, для того, чтобы в дальнейшем разработать для них эффективные системы контроля.
Во время обхода предприятия или посещения собраний эксперт часто обращается и к рядовым сотрудникам. Логика заключается в следующем: не так уж сложно добиться понимания принципов производственной системы от немногочисленного и хорошо подготовленного руководящего состава предприятия. Но далеко не всегда вклад руководства в изготовление продукции является решающим. Гораздо сложнее добиться того, чтобы понимание принципов закрепилось и отложилось в головах простых, рядовых сотрудников. Чем выше уровень развития ПС, тем сильнее укореняется понимание принципов в реальной трудовой жизни и деятельности сотрудников компании.

У эксперта нет цели подловить сотрудников на ошибке или застать врасплох. Скорее, наоборот - он старается убедиться в том, что человек, непосредственно изготавливающий продукцию, хорошо разбирается в принципах, по которым он работает, и осознаёт, какое место он занимает в процессах компании.
В ходе интервью с руководителями и специалистами оценивается их понимание целей и задач производственной системы в разрезе тех подразделений, в которых они работают. Сотрудники предприятия делятся своими успехами и достижениями, рассказывают о поставленных на будущее целях и задачах. Здесь не ставится целью получить информацию о том, какие показатели достигнуты, какие нет, каковы их текущие и/или целевые значения. Важнее здесь понять секрет успеха: за счет чего были выполнены поставленные задачи, почему каких-то целей так и не удалось достичь и как это можно исправить в дальнейшем.

После всех перечисленных действий, эксперт составляет и презентует отчет, содержащий оценки по каждому разделу аудита, а также рекомендации по дальнейшей работе. Каждая оценка сопровождается комментариями эксперта и подтверждается фотографиями и/или видеозаписями, сделанными в ходе аудита. Это позволяет не быть голословным. Часто рекомендации оказываются судьбоносными, и впоследствии экспертов часто приглашают принять участие в ежегодных мероприятиях, запущенных по их инициативе.

Последовательное проведение аудитов помогает выявить тенденции роста и подтвердить постоянный характер внедряемых улучшений.

Диагностика- аудит корпоративной (Производственной системы) позволяет оценить то, насколько активно компания использует внутренние резервы роста, не требующие дополнительных вложений, для повышения качества предоставляемых клиентам услуг/продуктов и максимизации финансовых результатов.

Автор статьи: Ирина Решетникова
Эксперт в области бережливого производства
  • внедрение принципов Бережливого производства;

  • определение и анализ производственных процессов;

  • организация и проведение диагностики и анализа предприятия с целью выявления потерь в ходе производства продукта;

  • разработка и построение схем цепочек создания добавочной стоимости, позволяющих получить реальное представление о бизнес-процессах;

  • внедрение процессов устранения потерь, сокращения затрат, нацеленных на качественное выявление и быстрое устранение причин возникновения потерь;