Так, например, на двигатель одного конкретного самолета идет изделие А1 в количестве 5 штук, изделие B1 - 2 штуки, изделие C1 - 20 штук. За один квартал необходимо выпустить 3 двигателя.
На производственных участках понимают, что время переналадки занимает часы, и участки будут терять огромное количество времени, если будут изготавливать, исходя из мысли про один двигатель. Поэтому эти партии объединяют. Соответственно, планирование запуска производственного плана сводится к последовательному графику по каждому изделию в полном общем объеме: А1 – 15 шт., В1 – 6 шт., С1 – 60 шт.
То есть, руководители будут планировать запуск сначала изделия А1 в полном объеме на все три двигателя. После его изготовления весь объем изделия А1 уходит в цех окончательной сборки. Далее запускают В1 также в полном объеме на три двигателя, чтобы не проводить многократные переналадки, а потом очередь доходит до С1. Такой подход в планировании вскрывает еще одну проблему, почему наши сборочные процессы организованы не по процессному принципу, а по стапельному - и проясняет ситуацию, когда на начало отчетного периода все стоят, и у них отсутствует полная загрузка.
На сборку же нужен полный комплект! А комплектующие придут тогда, когда их произведут - и произойдет это только в конце отчетного периода. Представьте начало месяца: сборочные цеха начинают ждать комплектующие с предшествующих производств изготовления, и эти комплектующие приходят не так, как необходимо сборке, то есть, комплектно, чтобы начать последовательно собирать и выпускать двигатель от начала до конца - а большими партиями по позициям на все три двигателя. Так поставка полного комплекта оказывается растянута на весь квартал.
Получается, что в начале месяца сборка получает только изделие А1, зато на все три двигателя. Но чтобы собрать двигатель полностью, необходимо, чтобы приходили комплектующие и А1, и В1, и С1 - а их не будет до конца периода, ведь цеха выпускают все по очереди в полном объеме. Сборка, соответственно, запускает сборку всех трех двигателей одновременно в стапельном варианте с подходом “что пришло, то и ставим, дабы не простаивать совсем”. Это объясняет, почему на начало месяца сборочные производства недозагружены, а в конце месяца начинают аврально и сверхурочно догонять сборку изделий, ведь они наконец-то получают последние партии комплектующих от механического производства.
Как раз чтобы уйти от такого результата и выстроить равномерный поток, чтобы устранить ситуации на сборочном производстве “то пусто, то густо” и перестроить сборку на поточный формат, необходимо перестроить логику планирования производства в механических цехах. Важно внедрить правило: производим только под единицу изделия. И точка. Вводим принцип: поток единичных изделий (или минимальная партия на одно изделие).
Конечно, руководители будут переживать - ведь опять придется напрягать голову, менять сложившиеся годами правила работы и искать выходы из данной ситуации, ведь время переналадки оборудования никто по взмаху волшебной палочки не отменит. И снова выход не такой уж сложный - сокращение времени переналадки, а точнее, подготовительно-заключительного времени. Руководители, конечно, могут говорить, что “это невозможно, мы так всегда работали”. Главное - не принимать такой подход. Ведь все уже придумано - и мировые компании работают по принципу потока единичных изделий, благодаря тому, что сократили время переналадки до нескольких минут, а то и нескольких секунд.