Данные стадии можно рассмотреть в разных вариантах компетенций (профессиональных и надпрофессиональных) - везде мы все последовательно проживаем и проходим их от первой до четвертой - самой комфортной, когда не нужно тратить усилий, а нужно только брать и делать. Только вот это состояние будет эффективным до момента, пока перед нами не появятся новые - более высокие цели или задачи.
К примеру, вы уже прекрасно водите автомобиль и не задумываетесь, как это делать. И тут вы побывали на любительских гонках или увидели пример экстремального вождения. И у вас возникла идея попробовать себя в таком виде вождения. Сможете ли вы без каких-то дополнительных усилий/действий со своей стороны, а только с одним желанием взять и начать участвовать? Скорее нет, чем да. Для вас это новая задача - и для ее выполнения нужны дополнительные компетенции (скажем, повышение квалификации). Будучи в такой ситуации - вы автоматически попадаете на вторую ступень – осознанной некомпетентности. И на ней вы сталкиваетесь с определенными психологическими вызовами: вам предстоит осознать, что вы недостаточно компетентны для достижения этой новой цели; признать, что вам предстоит потрудиться и, возможно, даже переучиваться; что на это все необходимо тратить время и собственные ресурсы.
Для того чтобы в будущем принять участие в соревнованиях (даже любительских), необходимо пойти на подготовительные курсы к инструктору-тренеру, и, убрав весь наработанный профессионализм в управлении автомобилем, практически заново по шагам обучиться технике езды, отработать все элементы, закрепить их практически – это ступень осознанной компетентности. Со временем тренируемые навыки можно закрепить и вывести на уровень подсознательного состояния - ваш навык станет настолько отработан, что вы можете смело участвовать в соревнованиях. Но для вас это будет совершенно новый уровень, и согласитесь, что эффективность вашей техники вождения будет гораздо выше, чем в самом начале.
Все это будет происходить и в рабочих процессах. Вероятно, сейчас все сотрудники в компании живут в состоянии неосознанной компетенции. Все научились выполнять рабочий процесс определенным образом и справляться со своими задачами. Но когда мы заводим разговор об улучшениях, то ставим всех в ситуацию осознания, что они не компетентны - а значит, пора обучаться работать по-новому. Другими словами, предлагаем спуститься на вторую ступень осознанной некомпетентности - что психологически не так-то просто. Вот откуда идет сопротивление - именно поэтому не все сразу готовы бежать и менять что-то к лучшему.
Нахождение на четвертой ступени неосознанной компетентности не означает, что мы делаем свою работу максимально эффективно и результативно. Чтобы перейти на новый уровень, вам необходимо определить цель, которую хотите достичь (участие в гонке, марафоне), осознать, что сейчас вы находитесь в неосознанной компетентности и спуститься на две ступеньки вниз – на уровень осознанной некомпетентности по отношению к новой задаче и цели. И постепенно прорабатывать новый вариант эффективной модели рабочего процесса с изучением современных практик и методик. Для более успешного прохождения дистанции, конечно, было бы здорово, если бы рядом с вами оказался наставник - эксперт, который, как инструктор-тренер в примере с подготовкой к гонке, мог бы помогать вам нарабатывать новый профессиональный навык.
Поэтому на этапе формирования понимания руководители должны прочувствовать суть предстоящих изменений. Обучение даст им понимание того, что какими бы они профессионалами ни были сегодня, в мировых критериях они, возможно, пока что только «любители». И для того, чтобы однажды с достоинством выйти на старт и поучаствовать в профессиональных гонках, необходима система постоянных тренировок и работы над собой.
Каждый, наверное, в своей жизни сталкивался с ситуацией покупки нового телефона. Вспомните первые моменты восприятия в работе новой модели техники: вы прекрасно понимаете, что новая модель намного эффективнее и удобнее, но в первые минуты, несмотря на преимущества в работе, всё кажется жутко неудобным. И кнопки другие, и монитор не тот, нужное приложение не перед глазами - все внутри вас начинает сопротивляться использованию нового телефона. А почему? Это состояние объясняется той же лестницей компетентности. Со старой моделью телефона вы находились на четвертом уровне, на самой высокой ступени неосознанной компетентности – все действия у вас были отработаны до такого состояния что, если бы вас разбудили ночью и попросили найти необходимую информацию в телефоне, вы бы это сделали практически с закрытыми глазами и за короткий промежуток времени.
Новая модель заставила вас спуститься на две ступеньки вниз и оказаться на уровне осознанной некомпетентности, ведь новую модель еще надо изучить, прочитать инструкцию, понять, где какая кнопка находится и какие действия необходимо выполнить, чтобы получить необходимый результат. Например, установить будильник так, чтобы каждый понедельник он звонил в 7 утра.
Когда человек вдруг попадает на нижнюю ступень лестницы, он испытывает стресс. И ему требуется время, чтобы собраться с духом, подключить внутренние ресурсы, чтобы начать работать прежде всего над собой - заставить себя обучаться новому. Поэтому и процент тех людей, кто сразу готов к изменениям, такой небольшой - всего 10%. Это как раз те сотрудники, кто самостоятельно может справиться с изучением нового и отработкой знаний, остальным же потребуется дополнительная помощь.
Процесс восприятия всего нового можно также отобразить в виде графика изменения состояния человека в соответствии с временной шкалой (рис.2):