Существует мнение, что для того, чтобы качественно решить проблему (то есть, чтобы она больше не возникала), нужно найти ее коренную первопричину и разработать мероприятия по устранению угрозы. Конечно, это важная часть работы над возникшей проблемой, но не первостепенная. Как и в любом деле, нужно понять, что не все так просто, как кажется на первый взгляд.
В решении проблем тоже есть подводные камни. Как говорят: «Дьявол кроется в мелочах». Давайте рассмотрим эти «подводные камни» и мелочи, напрямую влияющие на положительный результат.
Первый подводный камень: сама формулировка проблемы, с которой предстоит работать.Вспомните ситуацию: вы сталкиваетесь с проблемой и озвучиваете её.
К примеру, сломалось оборудование, потому что полетел подшипник, обнаружен брак на определенной поверхности в изделии, допущена ошибка в документе и т.д.
Все эти формулировки – это видимое восприятие человеком возникшей проблемы. Как правило, мы формулируем проблему простым человеческим языком: обращая внимание на то, что видим на поверхности, или на то, как проживаем данную ситуацию. Если не обратить внимания на эту формулировку и использовать ее для поиска решений, то найти нужных вариантов, позволяющих уйти от данной проблемы, увы, не получится.
Например, когда мне пришлось работать с учителями в рамках проекта “Бережливое образование”, они озвучили проблему, наиболее волнующую их в тот период времени. Сформулирована она была примерно так: “В подростковом возрасте ученики начинают плохо учиться, успеваемость снижается даже у отличников”.
Кажется, что все понятно - можно работать дальше и применять инструменты поиска коренной причины. Но нет. Представьте себе, что вы учитель - и вы сталкиваетесь с такой проблемой. И вы начинаете ее исследовать, задавать вопросы, используя, например, один из самых известных инструментов - метод «5 Почему?». В какую причинную область уйдет поиск и, соответственно, все внимание?
Скорее всего, фокус сместится в сторону проблем в семье, воспитании, мало уделяемого внимания к ученикам со стороны родителей или классного руководителя. Как итог, решения будут сводиться в сторону мероприятий, направленных на работу с детьми и родителями. Возможно, небольшой результат от принятых мер достигнуть и получится, но чтобы он получился стабильным, системным и эффективным - маловероятно.
Или приведу
другой пример. На оборудовании металлургического предприятия (волочильные станы) невозможно работать с максимальной скоростью из-за того, что при увеличении скорости проволока испытывает дополнительную нагрузку и рвется.
Как производственники формулировали данную проблему: при больших скоростях происходит дополнительная нагрузка на проволоку, и она рвется.
И работники даже четко озвучивали причины такой проблемы: по экологическим причинам было закрыто травильное отделение для проволоки - и теперь происходит сухая обработка после литья. Соответственно, проволока выходит другого качества - и поэтому возникает проблема уже на волочильных станах.
Все эти примеры показывают, что, если работать с теми формулировками проблем, что получились в момент описания ситуации, есть риск возникновения подобных ситуаций в будущем. Почему так?
А происходит это, потому что проблема формулируется поверхностно, без конкретики реально происходящий действий - и как раз это не дает возможность качественно проработать ситуацию.
В первую очередь важно научиться правильно формулировать условия самой проблемы языком рассматриваемой рабочей системы, где возникла внештатная ситуация. И здесь нам могут помочь некоторые инструменты:
- Визуальное, схематичное описание проблемы. Когда мы берем в руки карандаш, лист бумаги и начинаем рисовать проблему, мы сразу начинаем понимать ее суть, осознаем ее реальность, начинаем понимать конкретное место возникновения проблемы и что там действительно происходило.
- Метод Киплинга. Вспомните советский мультик «Слоненок», где маленький слоненок с коротким носом прекрасно пользовался этим инструментом для изучения жизненных ситуаций. Слоненок пел чудесную песенку про этот метод, которую без труда можно запомнить:
“Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, —
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,Кто, Что, Когда и Где”. При формулировке проблемы нам тоже важно позвать на помощь «шесть слуг».
Вы начинаете рисовать на бумаге суть ситуации с проблемой и начинаете задавать эти вопросы.
Эти два инструмента и помогают по-другому увидеть проблему и правильно ее описать.
Но тут тоже есть один подводный камень и мелочь, на которую тоже важно правильно обратить внимание.
Но все по порядку.
У нас есть первый пример: проблема с подростками.
Берем карандаш, лист бумаги, и начинаем рисовать происходящее, задавая вопросы:
Когда? Где? Что? Почему? Как? Кто? Получается очень интересная картина, когда мы рисуем сам момент возникновения данной ситуации: ученик находится на уроке, учитель, который ведет этот самый урок.
После чего начинаем задавать вопросы к данной ситуации: