Для обеспечения прибыли, компании руководствуются следующими подходами: первый подход – неизменной себестоимости, второй подход – управляемой себестоимости. Применение разных подходов дает разные решения по снижению себестоимости и повышению прибыли. Рассмотрим различия двух подходов.
1. Подход неизменной себестоимости
Это наиболее простой и распространенный способ формирования и оценки прибыли компании, когда, в зависимости от имеющихся затрат и желаемой прибыли, формируется цена на продукцию и продукт, с определенной таким образом ценой, выходит на рынок.
Цена продажи= Себестоимость + Прибыль, где
Прибыль - определяется из потребностей компании.
К сожалению, в условиях современной экономики и развивающегося рынка, данный подход не раскрывает внутреннюю сущность компании, не способствует оценить ее потенциал и повлиять на дальнейший рост и развитие. Компании не видят своей упущенной выгоды т.к. видят единственный путь увеличения своей прибыли через повышение цены на свою продукцию. Это хорошо, когда компания монополист, и не имеет конкурентов, когда выпускает уникальный продукт, аналогов которого нет на рынке. Если на «игровом поле» есть хотя бы еще один «игрок», то увеличение цены на продукцию может привести к потере клиентов и прибыли компании. Тем более, с каждым днем количество конкурентных компаний на рынке становиться все больше и больше, реализация продукции дороже, чем предлагают на рынке конкуренты, что однозначно будет сказываться на прибыли компании, т.к. клиенты будут говорить «дорого, есть такой же продукт, но дешевле». В результате компании не зарабатывают прибыль, а начинают ее постепенно терять, теряя потенциальных клиентов своего сектора рыночной экономики.
2. Подход управляемой себестоимости
В данном подходе формирование цены на продукт происходит после анализа соответствия цен на рынке с покупательским ожиданиями клиентов. После определения цены на продукт, в соответствии с диктуемыми условиями рынка, идет оценка всех затрат и, соответственно, считается та прибыль, которая получиться в результате реализации продукции.
Прибыль = Цена продажи – Себестоимость, где
Прибыль – величина, получаемая в зависимости от затрат компании и рыночной стоимостью продукта.
Чем ниже будет себестоимость (затраты) компании при изготовлении продукции, тем, соответственно, больше будет прибыль от реализации.
В данном подходе компания получает понимание основной цели и направления развития - сокращение затрат выпускаемой продукции. Но как этого достичь?
В данной задаче несколько вариантов решения и компании вправе сами выбирать тот путь, по которому им в дальнейшем двигаться, но надо понимать, что результаты будут тоже различные.
Первый вариант – снижение цены на закупное сырье, материалы и комплектующие.
Данный подход может помочь компании на первом этапе сокращения издержек. Этот подход поможет стимулировать поставщиков не стоять на месте, а также задумываться о сокращении своих издержек и, тем самым, совершенствовать свое состояние. Например, компания, Тойота ежегодно снижает цену на закупной материал и изделия 1-2%, тем самым мотивируя их на развитие.
Однако цена закупного материала должна быть соизмерима с качеством, сроками поставки и необходимым количеством для выпуска вашего продукта. Снижение цены на закупной материал может привести к ухудшению качества или срыву сроков поставки и в реальности, привести не к сокращению затрат, а к их увеличению. Здесь надо выбирать оптимальный вариант по цене и по качеству.
Второй вариант – сокращение накладных расходов: сокращение затрат, связанных с поддержанием чистоты, сокращение затрат на ремонт и обслуживание оборудования, инструментов, оснастки и т.д. Это тоже разовый эффект. Сокращение затрат таким путем показывает результат только в отчетных документах, в реальности же все это приводит к большим затратам на производстве, связанным с ухудшением качество продукции, простоями оборудования по причине их внезапной поломки.
Третий вариант – сокращение фонда оплаты труда сотрудников компании. Менеджмент компаний довольно часто идут по этому пути т.к. доля заработной платы в общей себестоимости составляет 20-40% и компании идут на такие действия. В итоге, компания лишается самых квалифицированных работников. Кроте того, к чему может привести уход квалифицированного сотрудника, который знает свою цену на рынке труда? В российских компаниях не принято документировать опыт и результат в рабочих процессах на рабочих местах. Уходит потенциал компании, уносит с собой весь опыт и мастерство в своей «умной голове» с собой, в итоге компании получают неотработанные процессы, которые не позволяют получить качественную продукцию в необходимый срок. Начинаем тратить дополнительные деньги на исправление, доработку процессов на обучение нового сотрудника. А это все дополнительные затраты в будущем.
Первые три варианта решения показывают, как можно быстро получить сиюминутный эффект снижения затрат здесь и сейчас. Простые подходы, не требующие от руководителей каких-то дополнительных управленческих усилий. Однако это проигрышный вариант в долгосрочном периоде, т.к. следствие таких действий не заставит долго себя ждать и принесет в компанию новый виток возрастания себестоимости и затрат. Здесь выбор за руководителями или быстро и не напрягаясь, или….
Следующий подход требует колоссальных и системных усилий, прежде всего, со стороны руководителей. Результат получите не сразу, а только по истечении определенного времени, но этот результат будет стабильным и показательным, что позволит компании сделать рывок в развитии и занять новую позицию на рынке.
Четвертый вариант – сокращение времени выполнения заказа – времени цикла изготовления продукции.
Только небольшой процент компаний выбрали своей стратегией развития данный вариант движения, но это компании, которые добиваются весьма впечатляющих и стабильных показателей улучшений. Только за год работая по данному сценарию можно получить:
· Сокращение времени выполнения заказов на 30%
· Обеспечение выполнения заказов точно в срок
· Снижение затрат/себестоимости на 10%
· Повышение качества продукции на 15%
· Повышение общей эффективности оборудования на 10%
· Увеличения годовой производительности минимум на 10% (без увеличения численности сотрудников)
Влияние времени изготовления продукции на затраты рассмотрим на примере следующей задачи.
Условие задачи:
Коммерческое подразделение заключает договор на изготовление детали А за 10 дней. Затраты на сырье и зарплату основных рабочих (переменные затраты) составляют 100 рублей. Затраты на электроэнергию, аренду, зарплата вспомогательных работников, ИТР и руководителей (постоянные затраты) составляют 10 рублей в день. Цена реализации по договору 220 руб.
Какую прибыль получит компания при выполнении заказа в срок?
Какую прибыль получит компания, если выполнит заказ с задержкой только к 13 дню?
Какая прибыль получится, если компания выполнит заказ с опережением?
Решение:
Формула себестоимости, следующая:
Себестоимость= Пост + Пер, где
Пост- постоянные затраты – затраты предприятия не зависящие от объема производства. К ним относятся такие затраты как: аренда помещений, общехозяйственные расходы (отопление, водопровод, электроэнергия и др.), зарплата без учета основных работников, административные расходы и др.
Пер –переменные затраты – денежные и вмененные издержки, которые изменяются в ответ на изменение объема выпускаемой продукции. К ним относятся такие затраты как: стоимость сырья с учетом доставки, зарплата основных работников, упаковка и транспортные расходы и др.
Получаем следующие расчеты:
1. Если компания выполнит договор в срок:
Себестоимость= 100+10 х 10 = 200 руб.
Прибыль= 220 руб.-200 руб.= 20 руб.
В случае, когда компания производит продукцию в срок за 10 дней ее прибыль составляет 20 рублей.
2. Если компания не может выполнить договор в срок, а выполнит его за 13 дней, то
Себестоимость= 100+10 х 30= 230 руб.
Прибыль= 220руб.-230руб.= -10 руб.
Компания сработает в убыток – прибыль отрицательная. Такой результат получается за счет увеличения постоянных затрат или увеличения времени изготовления продукции (вместо 10 дней продукция изготавливается 13 дней).
3. Если компания изготовила продукцию раньше за 8 дней:
Если договор уже заключен несмотря на то, что мы изготовили продукцию раньше, она все равно до 10 дня будет находиться на территории компании и компания будет два дня нести постоянные затраты. Поэтому себестоимость будет учитывать постоянные затраты из расчета количества дней до отгрузки клиенту.
Себестоимость= 100+10х10=200 руб.
Прибыль= 220руб.-200руб.=20 руб.
Изготавливать продукцию раньше не целесообразно т.к. не несет денежной выгоды.
Но мы видим, что, если сократим время изготовления продукции (общее время прохождения продукции через все стадии производственного цикла от начала работы с сырьем и материалами до стадии готовности к отгрузке продукции) до 8 дней, и при заключении следующего договора учтем полученный результат, это позволит нам получить увеличение прибыли компании до 40 рублей.
Себестоимость= 100+10х8=180 руб.
Прибыль= 220руб.-180руб.=40 руб.
Давайте посмотрим на Рисунок 1.