Мудрость веков: История наставничества от античности до современности

Сегодня снова становятся актуальными вопросы наставничества. После длительного затишья в этом направлении, компании начинают осознавать, что без эффективно выстроенной модели обучения, без качественно проработанной системы наставничества сегодня сложно преодолеть вопросы кадрового голода.


Пришло время внутренней подготовки кадров

И здесь уже не получится использовать прежние подходы, когда выбирали самого профессионального Петровича и просто назначали его наставником.

А то, как он обучал, насколько качественно это делал и сколько времени тратил на это - вопросы, которые оставались в стороне. Главное, что обучил - молодой специалист начал работать. А тому, что в итоге компания сталкивалась с возникновением брака по вине исполнителя, нарушением охраны труда, быстрым уходом новых кадров с предприятий из-за внутренней неудовлетворенности - и очередным поиском, обучением новых кандидатов - в системе наставничества многие годы не придавали значения.

А ведь это очень важный и комплексный вопрос! Нужно не только написать программу и выбрать самого “профессионального профессионала”, но и подготовить личность наставника, чтобы он смог качественно и быстро передать весь свой имеющийся в багаже опыт, заинтересовать процессом обучения и работы и развивать своего ученика. Это работа, которая требует продуманных действий и четкого понимания процесса обучения - и определенного вклада наставников в своих учеников.

В ситуации, когда нужно снова развивать институт наставничества и делать это в современных реалиях, когда много вопросов, на которые не всегда есть ответы, нужно погружаться в материалы и изучать разные подходы. Поэтому цикл статей о том, как развивалось наставничество во времени, какие важные составляющие элементы зрели в истории его развития, будет как раз полезен тем, кто изучает эту тему, кто готов комплексно разобраться в данном вопросе и найти системное и нужное решение по организации наставничества у себя на предприятии.

Итак, поехали!

Часть 1 "Древние корни современного наставничества: Путь сквозь тысячелетия"

Здесь мы обратимся к корням термина “наставничество” и периоду его зарождения
Наставничество — это древний и уважаемый процесс передачи знаний, умений и мудрости от одного поколения к другому. Эта практика формировала и развивала в кацивилизации на протяжении тысячелетий, начиная с самых ранних известных культур. Наставничество играло важную роль в образовании, воспитании лидеров и развитии общества.

Сам термин "наставничество" (mentor) берет свои корни в древнегреческой мифологии.

К примеру, одно из древнейших известных литературных произведений "Эпос о Гильгамеше" содержит элементы наставничества. Герой эпоса - Гильгамеш получает мудрые советы от своего друга и наставника Энкиду, что помогает ему преодолевать многочисленные испытания, выпавшие на его долю, и постигать жизненные истины.

В "Одиссее" Гомера царь Итаки Одиссей перед отправлением на Троянскую войну поручил заботу о своем сыне Телемахе своему другу и советнику по имени Ментор.

Ментор не только заботился о юном Телемахе, но и обучал его, делясь своими знаниями и опытом. Со временем имя "Ментор" стало символом мудрого и заботливого наставника.

Удивительно, что порой мы не задумываемся о значении тех или иных слов, а знание их происхождения добавляет недостающую смысловую суть и нагрузку.

В свое время при погружении в материалы наставничества для меня стало личным открытием понятие «Менторство»: что это не просто слово, а имя. И менторство в этом смысле становится особым компонентом и ключом личности и профессионального развития, способствуя передаче знаний и укреплению связей между поколениями.
А какие слова так же тесно связаны с наставничеством, как «ментор»? И кто такие наставники древности?

Если углубиться в суть, мы обнаружим взаимосвязь со словами учитель, философ, жрец, гуру, писец. И каждое из этих слов добавляет к понятию свою отдельную краску. Каким многогранным становится слово “наставничество”!

В Древнем Риме патриции, желая обеспечить лучшее образование для своих детей, нанимали греческих учителей. Так, например, знаменитый философ Сенека передавал не только академические знания, но и взращивал определенные моральные ценности, что делало роль учителя в жизни ученика особенно важной.

Нового уровня наставничество достигло с появлением философских школ в Афинах - центре древнегреческой культуры. Великие философы - такие, как Сократ, Платон и Аристотель были не просто учителями, но наставниками, направляющими своих учеников на пути к знанию и мудрости. Причем передавали эту традицию и подход друг другу, обогащая его: Сократ был наставником Платона, а Платон – Аристотеля.
Сократ разработал свой особый метод обучения (диалектический или сократический), которым мы пользуемся по сей день. Этот подход включал задавание вопросов ученикам с целью стимулирования критического мышления и самоанализа. Сократ считал, что знание заключается не в передаче информации, а в пробуждении мысли. Он говорил: "Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать." Это, пожалуй, было первым проявлением коучингового подхода в истории.

Можете ли вы представить себе Сократа в современном офисе, проводящего "мозговой штурм" с сотрудниками? Скорее всего, это было бы незабываемое зрелище. Интересно, смог бы он справиться с вызовами нашего времени, имея в арсенале свои древние подходы в «пробуждении мыслей»? Предполагаю, что Сократ с достоинством продемонстрировал бы свой профессионализм во всех тех важных моментах, которые и сейчас актуальны для современного наставничества. Например,
  • Опыт и Компетентность: Наставник должен иметь глубокие знания и опыт в своей области, чтобы делиться ими с подопечными.
  • Эмпатия и Понимание: Наставник должен уметь понимать чувства и потребности своих подопечных, оказывая им поддержку и помощь.
  • Коммуникативные Навыки: Наставник должен уметь ясно и эффективно общаться, передавая свои знания и опыт.
  • Настойчивость и Терпение: Наставник должен быть готовым к долгосрочной работе с подопечным, проявляя настойчивость и терпение в процессе обучения и развития.
Конечно, мы не можем пригласить Сократа к нам сегодня, но то, что его подходы оставили свой след в методиках обучения, это факт.

Дело Сократа продолжил Платон. Интересно, что каждый следующий ученик получал своего рода эстафетную палочку и расширял полученный опыт. Так, например, Платон основал первую высшую учебную Академию в западной цивилизации, а его самым известным учеником стал Аристотель.

Аристотель основал свою собственную школу “Ликей”, где он развивал систему обучения, включающую разнообразные науки - от биологии до поэзии. Великий философ стал наставником Александра Македонского - одного из самых успешных завоевателей в истории. Наставнический опыт Аристотеля оказал глубокое влияние на Александра, который не только завоевывал новые территории, но и распространял греческую культуру и знания по всему миру.
Если говорить о Востоке, то наставничество там развивалось не менее интенсивно.

В Китае философ Конфуций (551–479 до н.э.) считается одним из величайших наставников всех времен. Его учение и методология наставничества основывались на принципах моральной добродетели, семейных ценностей и общественного долга. Конфуций и его ученики составили "Аналекты" - сборник изречений и диалогов, которые передают мудрость великого учителя.

В "Аналектах" Конфуций подчеркивает важность наставничества и личного примера в обучении и воспитании. Его подходы к обучению и моральному развитию долгое время оказывают влияние на образование и этику не только в Китае, но и за его пределами


В Индии наставничество было неотъемлемой частью образовательной системы в форме гурукулы— это традиционная индийская школа, где гуру (учитель) обучал своих учеников (шишья) в личном, часто уединенном окружении. Гуру был не просто учителем, он был духовным лидером и наставником, который направлял своего ученика на пути самопознания и мудрости. Как говорится в древней индийской пословице: "Наставник – это тот, кто помогает тебе найти свет в себе самом."

Древний Египет стал одной из первых цивилизаций, где наставничество обрело систему и структуру. Жрецы, писцы и мастера передавали свои знания молодым ученикам, обеспечивая непрерывность культурных, научных и технических традиций.

Жрецы обучали религиозным ритуалам, медицинским знаниям и искусству письма. Многие из этих знаний сохранились в виде папирусов, таких как "Папирус Эберс", который является одним из самых древних медицинских трактатов. Писцы обучались в специальных школах, где старшие писцы наставляли молодых учеников в искусстве письма и записи информации. Наставничество также имело место среди художников и скульпторов, которые создавали величественные памятники и фрески, украшавшие храмы и гробницы.

Месопотамия - колыбель цивилизации, также отличалась развитыми системами наставничества. Вавилонские и ассирийские ученые передавали ученикам свои знания в области астрономии, математики и права.

Кодекс Хаммурапи, один из самых ранних и полных сводов законов, вероятно, был результатом наставнической работы ученых и законодателей

Получается, еще в древние времена наставничество базировалось на ряде принципов и правил, которые немного различались в зависимости от культуры. Вот некоторые из них:
Древний Рим:
  1. Патронат: Старшие и опытные люди (патроны) брали под свое крыло молодых и менее опытных (клиентов), предоставляя им защиту и обучение.
  2. Риторика и право: Наставничество часто включало обучение риторике и юриспруденции, ключевым навыкам для успешной карьеры в Риме.
Древняя Греция:
  1. Личное наставничество: Учителя и ученики имели тесные личные отношения.
  2. Образование через диалог: Сократический метод предполагал обучение через вопросы и ответы, стимулируя критическое мышление и самопознание.
  3. Этические и философские основы: Наставничество часто было направлено на развитие добродетелей и философского понимания жизни.
Древний Китай:
  1. Личный пример: Конфуций подчеркивал важность личного примера и морального воспитания. Наставники должны были быть примером добродетели для своих учеников.
  2. Семейные узы: Образование и наставничество часто проходили в рамках семьи, где старшие члены семьи обучали младших.
Индия:
  1. Гуру-шишья традиция: В индуистской и буддийской традициях гуру (учитель) играл центральную роль в жизни шишья (ученика), обеспечивая духовное и интеллектуальное руководство.
  2. Передача знаний через устную традицию: Знания передавались из уст в уста, через мантры и тексты, которые ученик заучивал наизусть.
Египет:
1. Передача знаний в семье: В семьях, где профессии передавались по наследству, отец обучал сына своим навыкам и знаниям. Это могло включать обучение письму, ремеслам, строительству и управлению.
2. Практическая работа с мастером: Молодые ремесленники учились, работая вместе с опытными мастерами. Обучение проходило непосредственно на практике, где ученики перенимали методы и секреты мастерства.

Можно ошибочно подумать, что этот философский акцент обучения создавал определенную атмосферу серьезности и глубины. Однако истории известны примеры и забавных ситуаций в ходе обучения, которые помогали наставникам шутя и играючи доносить важные смыслы.
Однажды к Аристотелю пришел ученик с запутанным вопросом:
— Учитель, почему у нас есть два глаза, два уха, но только один рот?
Аристотель улыбнулся и сказал:
— Потому что наблюдать и слушать мы должны вдвое больше, чем говорить. Но судя по тому, сколько ты задаешь вопросов, у тебя рот не один, а как минимум два!

Или Сократ, который был известен своим диалектическим методом и умением задавать провокационные вопросы.

Однажды к Сократу пришел ученик, который не проявлял большого интереса к философии. Сократ решил дать ему урок. Он спросил:
— Скажи мне, что важнее — учиться или есть?
Ученик, не раздумывая, ответил:
— Конечно, есть!
Сократ усмехнулся и сказал:
— Вот ты и понял, почему ты так голоден в учении!

Эти ситуации учат нас тому, чтобы смотреть на происходящее под разными углами и не огорчаться даже тогда, когда в процессе обучения возникают непростые моменты. В этой ситуации возможно найти правильный подход к ученику и быть гибким, чтобы с достоинством нести звание наставника.

А вы можете вспомнить интересные сюжеты из своей практики?

Получается, что многие из принципов и методов наставничества, заложенные еще в древнем мире, продолжают оказывать влияние на современные образовательные и профессиональные системы. Наиболее важными можно назвать:
  • Личный пример наставника - личность наставника имеет огромное значение для ученика;
  • Обучение через диалог и практику последовательными действиями;
  • Обучение через умение задавать правильные вопросы и умение отвечать на них простым понятным языком.
Эти древние традиции продолжают жить и развиваться, подтверждая свою вечную ценность и значимость для человечества. Так, например, описанные выше принципы говорят нам о том, что наставник на предприятии должен быть не только профессионалом своего дела, но и обладать определенными надпрофессиональными навыками, которые мы можем развивать и растить в наших сотрдуниках.

Наставничество, зародившееся тысячи лет назад, остается актуальным и сегодня, помогая передавать знания, формировать лидеров и поддерживать непрерывность культурных и научных традиций.

Все, что было сформировано в древние времена, продолжило свой путь развития.

В следующей статье мы с вами окунемся в период конца XIX - начала XX веков - часто называемый "Золотым веком индустриализации и модернизации"
эксперт Ирина Решетникова
Автор статьи: Ирина Решетникова
Эксперт в области бережливого производства

  • Ведущий сертифицированный эксперт 6 уровня по производственной операционной эффективности с опытом более 22 лет (2000 года)
  • Разработчик авторской технологии пошагового алгоритма совершенствования корпоративных (производственных) систем компаний, направленной на системные решения задач бизнеса и достижения ключевых экономических показателей.
  • Разработчик авторских программ обучения руководителей бизнеса и топ-менеджеров
  • Спикер международных форумов и конференций. С 2000 года провела более 2000 тренингов и семинаров в открытом и в корпоративном формате.
  • Реализованы проекты по повышению производительности, повышению операционной эффективности, оптимизации бизнес-процессов, внедрению инструментов Бережливого производства, развитию Производственных систем компаний на территории РФ и СНГ. Эксперт федеральной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости».

Остались вопросы?

Оставьте контактные данные и наш менеджер свяжется с вами