Новый SHIVA-мир. Реалии. Что делать?

Автор статьи: Ирина Решетникова
Дата публикации: 20.02.2023
В интересное время мы живем!
Буквально еще вчера мы говорили о том, что живем в VUCA-мире. В мире, которому свойственны четыре характеристики:

Volatility — изменчивость;
Uncertainty — неопределенность;
Complexity — сложность;
Ambiguity — неоднозначность.

Этот акроним появился в 1990-х годах среди американских военных, когда военная среда стала формировать новые подходы в обстановке непредсказуемых, хаотичных и постоянно меняющихся действий.

В 2008 -2009 годах мир столкнулся с новыми вызовами: финансовый кризис и высокая скорость изменений - бурное развитие технологий, расширение информационного потока, который человеку как-то еще нужно успевать перерабатывать, невозможность прогнозировать будущее и так далее. И эти хаотичные и непредсказуемые процессы привели к пониманию, что не только военные, но и весь мир находится в идентичных условиях VUCA.

Только-только мир стал приспосабливаться к новым реалиям времени, только мы перешли к принятию происходящего, определили пути движения, как мир накрыла новая волна испытаний – пандемия. И снова пришлось столкнуться с очередными вызовами и испытаниями. Условия VUCA-мира стали трансформироваться в более жесткую форму того состояния, которое уже стало более-менее понятным. За прошедшие 12 лет мир стал:
  • Brittle — хрупкий
  • Anxiety — тревожный
  • Nonlinearity — нелинейный
  • Incomprehensibility — непостижимый
Так нашей новой реальностью стал BANI-мир.

В очередной раз мы стали проживать все стадии и этапы принятия нового (рис.1). Конечно, практически для всех с самого начала это был шок, на смену которого пришли отрицание происходящего, гнев, потому что казалось, что так просто невозможно жить

Но со временем стало получаться: пришло принятие происходящего, произошло переключение на действия, поиск путей выхода и первые шаги в неизвестное будущее. Казалось бы, может ли еще случиться что-то такое, что будет хуже того, что уже проживаем? Всего два года мы провели внутри новой реальности, но, как говорится, не тут-то было.

Оказывается, сегодня мы действительно живем в интересное время не только новых вызовов, но и время максимального исторического уплотнения, ведь на каждую последующую стадию развития уходит гораздо меньше времени, чем на предыдущую, судя по закону ускорения исторического времени (рис.2)
Получается, что мы сейчас находимся на самой верхушке - и для этого уровня период в 2 года — это уже достаточно большой промежуток, чтобы оставлять все без изменений. И нам подкинули новый вызов.
Мы оказались в состоянии того самого героя из советского мультика «Ежик в тумане». Теперь мы в тумане - и всячески стараемся справиться с ним и получить хотя бы минимальную ясность: свыкнуться с реальностью происходящего и принять запущенные изменения в мире.

С начала 2022 года мы ощутили комплексное влияние сразу трех факторов:
  • экономический кризис;
  • пандемия;
  • политический кризис.
В этой ситуации всё влияет на всё.
И уже можно говорить: “Да здравствует новый мир!”, у которого есть свое название - и даже не одно. Первое имя - SHIVA, второе имя – TACI (рис.3).
Что нам говорит новый мир с двумя именами?
Что обратного пути, кроме как выстоять и укрепить имеющуюся позицию, уже нет. Хрупкость, которая как-то грела надежду на то, что мы выстоим и укрепим положение, перерастает в расщепление и турбулентное состояние, которое нацеливает и ориентирует  нас на полный пересмотр позиций и тех действий, к которым мы привыкли. Нет больше ложных надежд для руководителей компаний, что получится  жить по-старому и не прибегать к трансформациям. Бессмысленно работать по старым алгоритмам, схемам и подходам. Нужно искать новые решения.

И здесь, как никогда актуально, стоит вопрос об изучении всего того арсенала методологий и инструментов, который был сформирован за весь период развития экономики с начала XX века и до сегодняшнего момента. Мы должны сейчас потратить свое драгоценное время и постараться в кратчайшие сроки изучить основные концепты разных методологий, подходов и понять, для решения каких задач были разработаны те или иные инструменты: Лин, 6sigma, гибкие методики Agile. Огромное влияние сегодня будет иметь знание ТРИЗ-методологии (Теория решения изобретательских задач), которая поможет не только оценить влияние инерции мышления в ходе принятия решений в жизни, но и научиться видеть возможности, новые пути решения даже в тех ситуациях, когда кажется, что выхода нет. И все это  благодаря инструментам креативного мышления.

Инструменты ТРИЗ помогут разобраться с состоянием «ужаса», когда скованность не дает быстро сделать правильный, нужный шаг и мешает оперативно принять решение. ТРИЗ не только развивает креативность мышления, но и дает понимание вариативности поиска сильных решений.

Сегодня не стоит медлить с апробацией разработанных гипотез. Время стоит дорого. Японская мудрость великих сенсеев, которая звучит, как: «Не попробуешь -не узнаешь» должна стать главным лозунгом действий. Есть гипотеза -берем и проверяем. Смотрим на эффект и результат. Ведь «нелинейность» переродилась в «невообразимость» - а это победа над страхами – путь от «вдруг не получится, необходимо еще что-то просчитать» к  “есть вариант, который мы готовы попробовать и увидеть результат на практике”.

«Непостижимость» быстро меняющейся информации становится «беспощадной» - и тут только четко выстроенный информационный поток с понятными показателями, периодическая оценка результатов действий и даже самых небольших изменений поможет выстоять и подарит вам надежду на «Возрождение». Так как всё влияет на всё, то очень важно оценивать происходящее в цифрах, видеть картину комплексно, анализировать ее с разных сторон и с точки зрения многовариантности развития. Тут нельзя не вспомнить великий афоризм Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!»

Второе имя нашей реальности (TACI) кажется немного мягче в формулировках, но суть его не меняется. Турбулентность, случайность, хаотичность и враждебность также транслируют смысл о том, что происходит слом всего, что создавалось годами, слом привычных, отработанных действий и алгоритмов. Нужно искать новые подходы, новые решения. «Враждебность» говорит о реалиях жесткой конкурентной борьбы - и здесь победит уже не сильнейший, как было раньше, а умнейший. Тот, кто будет находить неординарные идеи и решения и будет быстро воплощать их в жизнь.

Если вы не готовы сдаваться перед новыми вызовами времени, если вы видите не пропасть, а новые перспективы для развития и роста своей компании, то следует сделать следующие важные шаги:
  • Успокоиться и принять

    то, что как раньше уже точно не будет никогда
    1
  • Начать анализировать

    всю имеющуюся информацию, анализировать влияние всех имеющихся факторов. Если нет никакой информации, срочно начните ее собирать и анализировать. Это позволит в дальнейшем понимать и оценивать результаты, полученные в ходе апробации новых гипотез и решений
    2
  • Начать изучать и применять

    инструменты развития креативного мышления и инструменты поиска сильных решений. Помните, что в любой, даже, казалось бы, безвыходной ситуации обязательно есть путь решения, его только необходимо найти
    3
  • Не бояться

    пробовать и применять идеи, тестировать гипотезы и оценивать их влияние на общий результат. Так вы быстрее поймете, куда сегодня двигаться
    4
  • Изучать самим и учить свой персонал

    современным методикам и инструментам, которые уже помогали в разное время решать трудные задачи и ситуации
    5
  • И самое главное

    В сегодняшнем мире невозможно выжить в одиночку, сегодня время великих команд. Не зря существуют поговорки: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две лучше». Сегодня это работает на 100%. Сегодня важно вовлекать в процесс изменений всю команду компании, показывать истинную ситуацию и включать людей в процесс поиска решений и новых путей развития
    6
эксперт Ирина Решетникова
Автор статьи: Ирина Решетникова
Эксперт в области бережливого производства

  • Ведущий сертифицированный эксперт 6 уровня по производственной операционной эффективности с опытом более 22 лет (2000 года)
  • Разработчик авторской технологии пошагового алгоритма совершенствования корпоративных (производственных) систем компаний, направленной на системные решения задач бизнеса и достижения ключевых экономических показателей.
  • Разработчик авторских программ обучения руководителей бизнеса и топ-менеджеров
  • Спикер международных форумов и конференций. С 2000 года провела более 2000 тренингов и семинаров в открытом и в корпоративном формате.
  • Реализованы проекты по повышению производительности, повышению операционной эффективности, оптимизации бизнес-процессов, внедрению инструментов Бережливого производства, развитию Производственных систем компаний на территории РФ и СНГ. Эксперт федеральной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости».