Пошаговый алгоритм совершенствования и развития Производственной системы

Часть 3.

Автор статьи: Ирина Решетникова
Дата публикации: 26.12.22
В первой и второй статьях мы последовательно раскрыли все этапы пошагового алгоритма совершенствования корпоративной (Производственной) системы компании.

Сегодня хотелось бы более подробно остановиться на 4 этапе: Развертывание.

Развертывание - самый объемный этап внедрения. Именно он дает старт концепции постоянного совершенствования процессов компании.


Этап включает в себя сразу несколько направлений деятельности по совершенствованию, влияющих на достижение стратегических целей компанией

  • Совершенствование процессов (стандартизация и управление): производственные и административные бизнес-процессы.
  • Совершенствование логистики (поставка сырья, материалов и комплектующих);
  • Совершенствование оборудования;
  • Повышение уровня качества;
  • Опережающий инжиниринг.

Каждый этап требует тщательного анализа, составления четкого плана работ, а также дополнительного обучения рабочей группы и сотрудников компании.

4.1
Совершенствование процессов

На этом этапе ведется работа, направленная на сокращение себестоимости выпускаемой продукции путем сокращения времени выполнения заказа. На данный показатель влияет весь рабочий процесс внутри компании, который включает в себя
  • производственные
  • административные бизнес-процессы.
Поэтому в ходе совершенствования полностью трансформируется подход к организации деятельности внутри компании: происходит переход от традиционной функциональной организационной структуры к процессному подходу.

На сегодняшний день основная масса компаний в основе своей имеет традиционную - функциональную модель организации. Она была актуальна во времена массового производства и планового хозяйства, когда рынок не отличался разнообразием потребностей, зато поглощал большие объемы продукции.
Как выглядит типичная функциональная модель компании? (рис.2)

Функциональная система основана на формировании функциональных подразделений, когда каждое подразделение узко заточено на выполнение конкретной взятой на себя функции

Преимущества модели
Недостатки
Такая организация процессов становится причиной длительного времени выполнения работ и срывов сроков.

Это можно увидеть на временной спирали реагирования, свойственной такой модели организации (рис.3).
4.2
Методология DMAIC – четкий алгоритм действий для улучшения процессов в компании

Методика применяется в следующих случаях



  • В процессе есть проблемы, но причины и возможные решения для их устранения неизвестны
  • Решение проблемы требует вовлечения сотрудников из разных структурных подразделений
  • Проект можно реализовать в течение 3-6 месяцев

Данные условия как раз и попадают под те направления изменений, которые мы рассмотрели в разделе 1.

Для успешной реализации проектов по совершенствованию всем участникам необходимо понимать, что 20% своего времени членам проектных команд нужно уделять работе по проекту. Это такая же основная работа, и она не может быть отложена в ящик неважных или не приоритетных задач.


Управление проектом проходит следующие рабочие стадии


  • Define: Определение

    подготовка и согласование темы проекта;
  • Measure: Измерение

    сбор текущей информации рассматриваемого процесса;
  • Analyze: Анализ

    анализ собранной информации, выявление проблем и узких мест для дальнейшего улучшения;
  • Improve: Совершенствование

    разработка видения будущего состояния процесса (карты идеального и целевого состояния), разработка мероприятий по изменениям, пилотное внедрение;
  • Control: Контроль

    анализ собранной информации, выявление проблем и узких мест для дальнейшего улучшения;

Совершенствование основных - производственных процессов



В начале раздела мы затронули вопрос о том, как выстраивать работу с процессами - что брать в работу в первую очередь. Напомним, что первые процессы, с которых следует начинать изменения - это основные - ведь именно в них создается ценность компании.

Основная работа сводится к оптимизации времени производственного цикла и применение принципа “just-in-time” или “точно вовремя”. Благодаря таким изменениям, мы сможем изготавливать необходимую клиенту продукцию, в необходимом количестве и точно в срок.

Перед началом работы по улучшению необходимо определить основные продукты или клиентов, которые приносят компании максимальную прибыль. Для этого необходимо провести АВС-анализ, который поможет определить 20% основных видов продукции, приносящих 80% прибыли компании (то есть, большую ее часть). Если мы изначально начнем работать с данными продуктами, над процессом их изготовления, то это поможет компании в будущем получить максимальный эффект (рис.5).

Диаграмма показывает, что категория А (основные виды продукции) составляет 20% от общего объема выпускаемой продукции и приносит 80% прибыли компании. Продукция категории А - именно та, над производственными процессами которой необходимо работать в первую очередь. После определения основной категории – по производственным процессам запускаются проекты улучшений и изменений. Алгоритм действий описан в разделе 2.


Особенности работы, касающиеся основных процессов компании


В фазе Измерения необходимо выполнить следующий объем работ:



Фаза Анализ


На данном этапе выявляются резервы для улучшения: все выявленные проблемы, “узкие места” и места для улучшений.




Для определения коренных причин выявленных проблем проводятся Кружки качества, к которым могут привлекаться при необходимости непосредственные исполнители рабочих операций.

Для определения первопричин по “узким местам” может быть инициирована работа малых инициативных групп для анализа конкретных рабочих операций с применением технологии TWI (2 модуль: Совершенствование методов работы).

Более подробно с методологией TWI можно ознакомиться в статье: “Как устранить потери и совершенствовать операции по TWI”.


Фаза Совершенствование


Остальные действия мы разворачиваем на четвертой фазе - совершенствование



О том, что еще важно учитывать в совершенствовании процессов, можно прочитать в статье: “Концепт эффективной организации и управления производством”.

Когда проработано видение будущего состояния процесса, важно провести прототипирование ситуации (используя спичечные коробки, канцелярские принадлежности, создается макет будущих производств, а команда проигрывает решения и оценивает результат). Далее проводят пилотное внедрение в рабочем процессе, оцениваются результаты, корректируется общий план совершенствования.
Готовые решения по проекту защищаются у руководителя компании. После утверждения руководителем компании проект переходит в стадию внедрения - фаза контроль.


Фаза Контроль



Утверждается план реализации и внедрения изменений, разрабатывается система контроля за внедрением улучшений. План мероприятий, система контроля и вся документация проекта берется руководителем процесса на исполнение и реализацию. За руководителем процесса закрепляется ответственность за реализацию процесса внедрения, то есть, за перевод улучшений в постоянный алгоритм работы.

В результате такой работы мы достигаем нового состояния производственного процесса, который и закрепляем в стандартной документации.

Но не следует останавливаться на достигнутом, необходимо двигаться дальше, ставить новые цели и показатели, выявлять «узкие места» и разрабатывать дальнейший план совершенствования.

Через 3, 6 и 12 месяцев руководитель процесса подводит итоги и оценивает процесс изменения. По окончании отчетного периода рассчитывается окончательный экономический эффект от реализации проекта. Участники рабочей команды премируются.
В ходе реализации проектной деятельности могут быть выявлены ситуации, в которых требуются улучшения рабочего процесса на отдельно взятых местах. В этой ситуации в процесс активно вовлекаются сотрудники тех рабочих мест, над которыми необходимо поработать.


Мы рассмотрели методологию управления проектами DMAIC на примере проекта по совершенствованию производственного процесса. Эта технология применима для любой темы проектов по совершенствованию, поэтому далее мы раскроем только нюансы и специфику улучшений, а алгоритм реализации останется тем же.

4.4
Совершенствование административных процессов
4.5
Совершенствование логистики – поставка (перемещение) сырья, материалов, комплектующих

Что необходимо учесть в проектах данного направления?



Работа по логистике не создает ценность продукции – это потери. Поэтому для повышения эффективности производства и сокращения цикла изготовления продукции необходимо оптимизировать и совершенствовать операции логистики. Цель совершенствования – сокращение объемов запасов.

Для совершенствования логистики применяется:
  • внешняя логистика,
  • внутренняя логистика,
  • система вытягивания с применением системы Канбан (классическое понимание Канбан в производстве, не офисный Канбан) или системы свободной мощности.


При совершенствовании логистики также необходимо уделять внимание таким вопросам, как совершенствование тары для транспортировки (стандартизация тары и паллетов) и совершенствование системы перевозок различными транспортными средствами (с учетом безопасности и эффективности).

Карточка свободной мощности также является инструментом управления и организации производства по принципу «точно вовремя». Она помогает выстроить в производственном процессе систему вытягивания, но привязывается не к количеству измененного запаса материала в процессе, а к загрузке рабочих мест. Если на конкретном рабочем месте заканчивается один объем работы и скоро оно будет готово взять новый, то на предыдущий процесс отправляется информация о подготовке уже необходимого объема работ для рассматриваемого рабочего места в виде входящего материала (комплектующих).

4.6
Совершенствование оборудования

Здесь реализуются проекты, которые позволяют обеспечить бесперебойную работу оборудования и свести до минимума остановки оборудования во время производственного процесса.


Для реализации данной темы проектов рассматриваются следующие направления совершенствования:


  • Внедрение принципов 5С (6С)

    в подразделениях служб механика и энергетика;
  • Совершенствование методики обслуживания оборудования

    с помощью TPM – системы Профилактического обслуживания оборудования;
  • Совершенствование методики переналадки оборудования

    с применением инструмента бережливого производства SMED (быстрая переналадка).
4.7
Повышение уровня качества – встраивание качества выпускаемой продукции в процесс производства

Если мы рассматриваем данную тему проекта, то мы должны учесть две важные составляющие, с которыми нам необходимо будет плотно работать:
А) вовлечение в проектную работу непосредственных участников рабочих процессов – ведь лучше них никто не скажет, что происходит и что сейчас идет не так,
Б) работа с данными, то есть, статистика. Мы не можем говорить о качестве без опоры на конкретные факты и данные, поэтому они нам будут необходимы.

4.7
Опережающий инжиниринг – деятельность по опережающему совершенствованию разработки новой продукции до начала производства

Кроме основного процесса изготовления продукции, пришло время заниматься и совершенствованием направления разработки новых продуктов. Ведь себестоимость, а, соответственно, цена продукции закладывается еще в процессе ее разработки. Кроме того, важную роль играет цикл создания нового продукта. Ведь, чем быстрее происходит процесс разработки и запуска нового изделия в производство, тем быстрее продукт появится на рынке, и вы как компания будете в конкурентном преимуществе перед другими игроками. Поэтому на этом этапе развертывания Производственной системы вовлекаются в процесс совершенствования и те подразделения, которые занимаются разработкой новых продуктов (НИИ и КО).


В проектах этой темы важно решать две задачи:
1. Сокращение времени на разработку и вывод в серию нового продукта;
2. Быстрый поиск сильных идей для будущего рынка.

Когда мы решаем задачу по сокращению времени, мы можем использовать подход бережливого стартапа, когда процесс совершенствования необходимо организовать по следующим пунктам:
  1. Проектирование продукции от стадии разработки до начала серийного производства;
  2. Планирование технологических процессов на производственной линии, по проектированию, поставкам и обслуживанию оборудования;
  3. Составление проектной документации, используемой в производственном процессе, по подготовке процессов и обучению персонала;
  4. Обеспечение качества продукции внутри технологических процессов, а также обеспечение качества закупаемой продукции;
  5. Работа по методике «большой комнаты».

Кроме того, решая задачу скорости, применяйте те методы, которые были рассмотрены выше в разделе 4: “Совершенствование административных процессов”. В вопросах быстрого поиска сильных новых идей помогают инструменты ТРИЗ - поэтому особенно важно их изучать и применять в работе по инновации.

Мы с вами рассмотрели все важные нюансы проектной деятельности в компании. Главное, чтобы в ней участвовали все руководители. Каждый руководитель за год должен реализовать не менее двух проектов по улучшению бизнес-процессов.



По итогу прошедшего года в компании проводится открытая сессия проектов. Все проекты и их результаты презентуются на уровне компании, выпускается книга реализованных проектов.
Главный подход здесь - постоянно двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. Также он носит название цикл PDCA (Plan - планируй, Do - делай, Check - проверяй, Act -воздействуй) или цикл Деминга (рис.17), с добавлением еще одного шага - стандартизация полученного результата.

Мы подробно рассмотрели 4 этап пошагового алгоритма, в котором основная работа - это разворачивание проектного управления и реализация проектов по достижению целей компании. Этот этап важен тем, что здесь реализуется работа, формирующая ценность руководителя для компании – совершенствование текущих процессов. Ведь согласитесь, когда руководители ежедневно занимаются только текущей деятельностью – это потери. Ценность работы руководителя в постоянном развитии компании, а этого можно достигнуть только совершенствованием того состояния, которое есть сегодня и сейчас.


эксперт Ирина Решетникова
Автор статьи: Ирина Решетникова
Эксперт в области бережливого производства

  • Ведущий сертифицированный эксперт 6 уровня по производственной операционной эффективности с опытом более 22 лет (2000 года)
  • Разработчик авторской технологии пошагового алгоритма совершенствования корпоративных (производственных) систем компаний, направленной на системные решения задач бизнеса и достижения ключевых экономических показателей.
  • Разработчик авторских программ обучения руководителей бизнеса и топ-менеджеров
  • Спикер международных форумов и конференций. С 2000 года провела более 2000 тренингов и семинаров в открытом и в корпоративном формате.
  • Реализованы проекты по повышению производительности, повышению операционной эффективности, оптимизации бизнес-процессов, внедрению инструментов Бережливого производства, развитию Производственных систем компаний на территории РФ и СНГ. Эксперт федеральной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости».