База
В основе денежной системы мотивации учитываются 3 принципа

В современной модели рекомендуется формирование зарплаты в следующем соотношении: 60% окладная часть, 40% премиальная

ЗП сотрудника = Окладная часть + Премиальная часть

Окладная часть формируется не только исходя из компетентности сотрудника на конкретном рабочем месте (пример: токарь 6 разряда или конструктор второй категории), а исходя из видения, что такое компетентный сотрудник в компании. В этом случае в оценку уровня компетентности включаются все необходимые навыки, которые важно развивать в сотрудниках.


Например, у рабочих есть уровни компетентности - ранги. Токарь 6 разряда никогда не получит высокий уровень компетентности и высокий уровень оклада (6 ранг), если кроме специальности токаря 6 разряда не овладеет еще тремя смежными профессиями определенного разряда, не будет самостоятельно вести Кружки качества или не будет лидером рабочих групп, не будет входить в десятку лучших токарей по предприятию и т.д. В этом случае сотрудники понимают, что для того, чтобы перейти на следующий уровень компетенции и иметь более высокий оклад, необходимо развивать себя - и не только по основному виду деятельности.

Так же и в офисных процессах: офисные сотрудники имеют свои уровни компетентности - и их уровень также определяется, исходя из сформированной в компании картины развития. Любой сотрудник компании, понимая, что достоин более высокого уровня зарплаты, имеет право подать заявку на защиту своего уровня компетентности. В традиционной схеме сотрудник может подать на защиту более высокого разряда или категории только в случае свободной ставки в штатном расписании, в противном случае - сотрудник может долго находиться в неизменном состоянии окладной части.

Премиальная часть - ПР, которая складывается из двух частей
ПР= Премия за результат работы сотрудника (ПРрез.тр) + Премия за достижение целевых результатов компанией (ПРрез.к)

Только обратите внимание на то, чтобы результат работы сотрудника действительно влиял на данные показатели, иначе он может стать демотивирующим. В итоге сотрудник, понимая, что он никак не может повлиять на этот показатель, не будет иметь интерес работать эффективнее.

ПР= Премия за результат работы сотрудника (ПРрез.тр) + Премия за достижение целевых результатов компанией(ПРрез.к), где:
  • ПРрез.тр – премия за результат работы сотрудника компании. Здесь в компании прорабатывается система ключевых показателей работы сотрудников, исходя из рассмотренных выше показателей эффективности компании: (Е – внешнее состояние, S – безопасность, Q – качество, D – доставка, C – себестоимость, P – персонал, M – эксплуатация оборудования/инструмента, E - охрана окружающей среды).
  • ПРрез.к – премия за результат работы всей компании. Если компания достигает поставленных стратегических целей и задач, она должна делиться своими результатами с сотрудниками, ведь он стал возможным только благодаря их активной работе. Поэтому сотрудники тоже должны понимать, что если они стараются, а компания достигает результат, то компания всегда готова оценить их вклад в успех. Это может быть квартальная, полугодовая или годовая премия - руководители сами принимают решение, как они готовы отблагодарить сотрудников за хорошо проделанную работу.

Справедливая и конкурентоспособная заработная плата

Справедливость - это продуманная система оценки уровня компетентности сотрудников и результата работы (данный вопрос рассмотрен в разделе о премиальной части).
Конкурентоспособность – оценка уровня заработной платы сотрудников, исходя из изменений внешних факторов. Помните, если вы планируете, чтобы в вашей компании работали компетентные сотрудники, их заработная плата должна быть точно не ниже среднего уровня заработной платы по данной компетентности в регионе. Иначе самые лучшие сотрудники могут просто уйти из компании.

Корпоративная культура

Но это так, если вы проработали два первых правила - и сотрудники получают справедливую, достойную зарплату. Заработная плата – это результат работы, и ее выплачивают по итогам работы за месяц. В рамках компании заработная плата является способом удовлетворить базовые, физиологические потребности по пирамиде Маслоу. Несвоевременность или несправедливость выплаты материального вознаграждения затрудняет эффективность внедрения любых изменений в компании.

Соблюдение компанией своих обязательств по своевременной выплате заработной платы и премиальной составляющей, соответствие заработной платы сотрудников рыночным критериям, а также прозрачность и понятность расчета и начисления зарплаты позволяет максимально использовать все возможности уже нематериальной мотивации. Нематериальная мотивация – это интерес, это реализация своих внутренних целей в профессиональном росте. Практическое задание >>


Системная работа с нематериальной мотивацией персонала помогает нам ускорить процесс выработки у сотрудников новых привычек поведения и мышления, которые соответствуют новой корпоративной культуре. В разделе «Активизация персонала руководителями» также будет затронуто данное направление, но уже с акцентом влияния на данный процесс руководителей компании, как правильное позиционирование и правильное взаимодействие в рабочем коллективе также влияет на заинтересованность сотрудников в эффективной и качественной работе.